post-titleСоциализация | sanjarovskaja.ru

Социализация

Социализация

 

Термин  «социализация»  широко используется в средствах массовой информации и в быту. Давайте разберемся, что такое социализация с точки зрения социальной психологии.

Социализация —это процесс усвоения человеком норм, ценностей, правил поведения в конкретном обществе, позволяющим становится полноправным членом этого общества. Есть писанные (социально-контролируемые процессы) и неписанные правила. Следует сразу подчеркнуть,что социализация — это не механический процесс наложения общественных правил на личность. Личность всегда вносит свои коррективы, что-то усваивается не критически и принимается как абсолютное правило, что-то   оспаривается и не выполняется.социализация

 

Человек — существо социальное. Без жизни в обществе, без знаний правил и норм  жизни в сообществе, без освоения культурных и технических ценностей кто получится?  Правильно — Маугли !Поэтому трудно переоценить значение социализации в жизни каждого человека.  Именно в процессе социализации человек из биологического существа превращается в личность.

Этапы социализации

  • Дошкольный возраст. Усваиваются правила и нормы, существующие в семье. Если члены семьи разобщены, каждый живет своей жизнью — для ребенка это будет нормой отношений и наоборот, дружные и доверительные отношения в дальнейшем будут перенесены и в будущую личную жизнь ребенка. Это самый незащищенный этап, но всякую ошибку еще можно исправить. Социальные психологи считают,что социализация в этом возрасте на 70% формирует личность ребенка;
  • Стадия обучения. «Агентами влияния» являются не только семья, но и школа и сверстники . К примеру, ребенок из неблагополучной семьи является носителем норм отношений своей семьи. Педагоги не только дают знания , но и требуют послушания, подчинения, тем самым влияя на усвоение некоторых норм общественных отношений. Это период самоидентификации, формирования и понимания собственного Я, стремления стать личностью. Основная задача в этот период, по мнению Э.Эриксона — это формирование достаточно устойчивой личности . Не сформировавшаяся личность подростка подвержена влияниям извне, он легко вступает в какие-либо тайные сообщества, группировки, ему интересно запретное;
  • Молодость. Начало интеграции личности человека в групповые и общественные процессы. Избирательное или критическое  отношение к декларируемым общественным нормам и правилам. Это период получения профессионального образования, профессии и «встраивания» в систему общественно-экономических отношений. Процессы социализации и индивидуализации личности проходят параллельно, взаимно влияя друг на друга. Речь уже идет о социальной адаптации и личной адаптированности и , как следствие, успешности  в обществе;
  • Средний возраст. Основную часть взрослой жизни проходит на работе. Однако, кроме экономических интересов, на работе реализуется потребность личности в общении, в самоидентификации, поддерживается чувство необходимости и самоуважения. Социализация, как усвоение норм и правил, в каждом новом коллективе проходит уже более критично. Для мужчин характерны   попытки освободиться от власти других, утвердить свою независимость и действовать самостоятельно. Для женщин чаще приоритетом становится семья, а работа рассматривается как средство защиты или страховки для собственной финансовой обеспеченности.

Механизмы социализации

В дошкольном возрасте и на стадии обучения  доминирующими механизмами социализации являются внушение, подражание, психологическое заражение и идентификация.

Заражение, как термин социальной психологии. — это бессознательная подверженность личности определенным психическим состояниям. Это не осознанное принятие какой-либо информации, а просто эмоциональное подключение к состоянию второго человека.

Внушение — это особый вид эмоционально-волевого, целенаправленного, неаргументированного»  воздействия одного человека на другого.

Подражание —  это результат воздействие одной личности на другую, когда  не критично воспроизводятся мысли, образцы поведения первой личности второй.

Идентификация  — это отождествление личности с другим человеком, когда не критично воспроизводятся мысли,чувства,  поведение этого другого человека.

По мере роста и развития личности, накопления опыта, осознания своей индивидуальности начинает складываться избирательное отношение к декларируемым нормам и ценностям, а также к ролевым предписаниям. Механизмами социализации в этот период становятся авторитет другой личности, престиж, референтная группа, потребность в признании. Другими словами, предлагаемая социальная норма поведения будет принята личностью в том случае, если это будет исходить от имени авторитетного человека, будет престижно или повысит  социальный статус данной личности.

Итак мы с вами выяснили, что социализация — это не механическое восприятие норм и правил поведения в обществе или конкретной группе, а сложный механизм социально-психологического взаимодействия между людьми.

 Какие проблемы в социализацию вносит современная жизнь и что с этим делать рассмотрим в следующей статье.

До новых встреч !

 

 

Читайте также:

комментариев 7

  1. Алла Татаринова:

    Я тоже за садики. Вот вижу разницу между детьми, которые ходят в садик и которые не ходят. Да и я сама вспоминаю садик до сих пор, настолько это было важно в моем детстве.

    Ответить
  2. Надежда:

    А я — за садики! Хотя они очень разные и многое зависит от педагогов. Нам с садиком повезло, слава Богу! Правда, мы перебрали несколько вариантов, пока нашли то, что нас устраивает. Именно там, в садике, мой ребенок стал более понятливым, стал понимать, что он не пуп Земли, но и с его мнением считаются. Учится многому, чего дома я с ним не делаю. Например, каждый день приносит рисунки, поделки, которые со мной делать не хочет, а в садике все получается. Очень много полезного он выносит оттуда. Там и общение с детьми, и с другими взрослыми, а не только с мамой. Кстати, у нас в садике нет строгого деления на группы по возрасту. Там в одной группе общаются детки от 3 до 6 лет. Старшие помогают младшим, младшие тянутся за старшими. В общем, социализация в садике проходит правильно и быстро. Буквально за неделю пребывания мой ребенок стал более разумным и понимающим. Всем советую отводить ребенка в садик. Но, конечно, очень важно знать, какие педагоги будут общаться с малышом.

    Ответить
  3. Александр:

    Я тоже считаю, что садик помогает развиваться ребёнку. Новые друзья, групповые занятия, игры, общение, дома он этого в таком объёме не возьмёт.

    Ответить
  4. Алена:

    Я тоже против детского садика, так как считаю что в этом возрасте очень важно общение с мамой, мне кажется что именно в таком возрасте закладывается доверие между ребенком и родителями.
    В школе очень сильно влияют на поведение ребенка учителя, и часто это влияние негативное… Учителя (не все конечно) закладывают в ребенка комплексы. Все дети разные и не каждый ребенок может «защитить себя».
    Во взрослой жизни мы сравниваем себя с одноклассниками-одногруппниками, сравниваем как у нас сложилась жизнь… кто-то впадает в уныние, а у кого-то появляется стимул изменить свою жизнь (Раз у Пашки получилось, то и я смогу..).

    Ответить
  5. Елена:

    В дошкольном возрасте большое значение для ребенка имеет детский сад. Он очень способствует социализации и адаптации ребенка.

    Ответить
    • admin:

      Елена,Вы правы.Я пропустила этот аспект.Спасибо.
      Действительно детский сад зачастую дает мощный поток новой социальной информации ребенку.

    • Олеся:

      А вот мой муж категорически против садиков,вот и сижу ухе с 3-м ребенком дома,хотя я поддерживаю вашу точку зрения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *