post-titleРефлекс цели | sanjarovskaja.ru

Рефлекс цели

Продолжая тему  психологии личности ребенка поговорим о врожденных психофизиологических особенностях вашего ребенка, а именно о рефлексе цели

Все родители знают,что у новорожденного ребенка есть ряд врожденных рефлексов таких как сосательный, хватательный, поисковый и т.д. Эти рефлексы унаследованы и генетически закреплены. Их главная задача сохранить жизнь новорожденному ребенку. Но есть еще ряд рефлексов жизненно важных и также генетически закрепленных, которые важны для человека на протяжении всей его жизни.

refleks-tseli
Здоровому ребенку присуще врожденное стремление к активности, к движению, т.е. к реализации заложенных в организме человека возможностей. Это стремление проявляется в виде рефлекса цели, рефлекса свободы и ориентировочного рефлекса. Простейшее проявление рефлекса цели в том, что раз начатый двигательный акт  требует завершения. Если он будет прерван, это вызовет неприятное чувство. А если ребенок еще и эмоционально вовлечен, то прерывать его действия категорически нельзя.

«Доведение до конца»,»А чем закончится книга\фильм?» — так  проявляется рефлекс цели.  Дело, доведенное до конца, это источник сильнейшего удовольствия. И не только для ребенка, но и для взрослого человека тоже.  Хотя у детей это проявляется особенно отчетливо.
Родителям надо учитывать это и не всегда требовать от ребенка немедленного исполнения своих приказаний. Если ребенок очень увлечен, нужно предоставить ему время закончить свои дела, которые взрослым кажутся не важными, а ребенку вполне серьезными и значимыми. Бросить интересное занятие  не завершенными для ребенка неприятно, а иногда и мучительно.
Ваш ребенок ломает игрушки- это его способ познания мира. Присмотритесь с какой целью он это делает: просто бьет или пытается разобрать на части, рассмотреть, что внутри (малыш сам не осознает, зачем он разбил машинку или куклу).
Итак, познавательный интерес + рефлекс цели — это инструмент познания ребенком внешнего мира.

Избирательность рефлекса цели

 

Ученые института физиологии им.Павлова  в течении 20 лет исследовали рефлекс цели у детей 1,5-2 лет. Многолетний труд показал,что 25% детей рождаются с хорошо развитым рефлексом цели, проявляют целеустремленность в своей двигательной активности, 50% исследованных  детей  ученые отнесли к промежуточному типу , а остальные 25% не получили от природы такого подарка.
Эти результаты исследования малышей полностью совпали с аналогичными показателями взрослых людей, где 20-25% относятся к лидерской элите, 50-55% — высококвалифицированные исполнители и 20-25% -АУТСАЙДЕРЫ.

Понятно,что рефлекс цели лежит в основе такой черты личности, как целеустремленность. Но следует подчеркнуть, что рефлекс цели — это удержание цели в поле зрения и непрерывное продвижение к конечному результату, доведение дела до конца, которое собственно и доставляет удовольствие. Целеустремленность как черта характера — это более сложная интеллектуальная работа: выбор цели, оценка своих возможностей, анализ и планирование, а потом уже конкретные действия. Грубо говоря, рефлекс цели — это встроенный в нашу психику механизм достижения цели. Его можно усовершенствовать, сначала воспитанием, а потом самовоспитанием, но можно и испортить или утратить навсегда.

Как развить рефлекс цели

 

Ребенок познает мир, находясь в состоянии «поисковой активности», сначала он следит за объектом, потом научается ползти к нему, потом уже бежит  к интересному объекту. Нашел, схватил, потянул в рот, постучал об пол — так он изучает этот предмет.
Увидел- достал — изучил . Это механизм непрерывной поисковой активности. Его мозг ставит маленькие цели — его организм достигает эти цели. Ребенок удовлетворен, его психика развивается нормально. Если ваш ребенок не любит ограничения свободы (например в манеже), скорее всего у него присутствует рефлекс цели,т.к. он видит что-то интересное за пределами манежа, а достичь ее не может. Отсюда и крик и неудовольствие этим ограничением.

Правильные воспитательные действия
1) не мешайте своему ребенку, когда он  говорит «Я-сам!» , пытаясь самостоятельно надеть куртку или завязать шнурки — у него запускается механизм поисковой активности. Он делает какие-то правильные-неправильные движения, пробует разные варианты пока не получит результат. Именно в этот  момент запускается и развивается  рефлекс цели.

2)  не говорите  ребенку в случае неудачи, что главное участие, а не результат. Такой подход конечно утешает, но не развивает рефлекс цели и , следовательно, целеустремленность у вашего ребенка. Если вы предполагаете,что ребенок не справится с поставленной целью, разбейте ее на промежуточные и постарайтесь эту промежуточную цель достичь обязательно.
Это как обучение письму. Сначала научаемся писать отдельные элементы, буквы, а потом слова и предложения.

Рефлекс цели развивается тогда, когда ребенок нацелен на получение результата, на обязательное достижение конкретной цели. Помните,что цель без результата не цель, в лучшем случае — мечта.

3) ваш ребенок подрос, он познает мир уже не столько органами чувств , сколько умом, получает теоретические абстрактные знания. Подростку цели ставятся по принципу 10+1. Образно: 10 раз отжался легко, еще 1 раз отожмись сверх своих сил.

Задача родителей развить рефлекс цели, сделать его чертой характера, которую и называют целеустремленностью.

Особенности темперамента и рефлекс цели

 

Преобразование рефлекса цели в целеустремленность , как было сказано выше, идет через непрерывную поисковую активность ребенка и естественно требует определенного количества энергии. Если ребенок флегматик, его двигательная активность гораздо ниже, чем у ребенка холерика.У него другие ресурсы и другие способы познавательной активности — он раньше холерика начинает задавать вопросы.
Если вам кажется,что ваш ребенок подросток лентяй, присмотритесь, а достаточно ли у него энергии для непрерывной поисковой активности. Возможно он лентяй не потому,что не хочет что-то делать, а потому,что у него не хватает энергии. Ругань, мотивация, стимулирование не помогут,т.к. организм сам понимает на достижение какой цели хватит сил, а на какую нет и выражает это через нежелание это делать.

В заключении хочется подчеркнуть,что не бывает успешных, творческих людей без рефлекса цели, без этой хорошей черты доводить начатое дело до конца.

Продолжение темы:

1.Обученная беспомощность и рефлекс цели.

Читайте также:

комментариев 14

  1. Людмила:

    очень понравилась ваша статья. Я взглянула на целеполагание и целеобразование совершенно в другом ракурсе. По моему, это одна из лучших ваших статей.

    Ответить
    • Людмила Санжаровская:

      Спасибо за такую высокую оценку.Даже решилась перечитать свою статью,а что я там такое написала….
      Смеюсь я над собой.

  2. Рахим:

    Я очень целеустремленный человек, если у меня стоит цель, я могу не спать, не есть, пока не сделаю намеченное. Это похоже, врожденное качество, потому что я всегда так поступал и не могу по-другому, если мне помешать в этот момент, то я все равно не смогу заняться ничем другим, буду думать о том, как доделать работу.

    Ответить
  3. Алексей:

    Статья поучительна и содержательная. Спасибо за полезную информацию.

    Ответить
  4. Наталья:

    Посоветуйте, у меня ребенку 4 года, ничего не могу заставить его делать. В том плане, что никак не могу его простимулировать стремиться к чему-то. Такое ощущение, что он боится, что у него не получится. Помню, даже он был малышом еще, даже на горку боялся взобраться сам, и как меня это внутренне раздражало, что у всех детей:»я сам», а у моего не было такого периода!Вот дочери 1.5 года, а она руки мои убирает, что держать ее не надо,»сама!».Я так радуюсь этому!
    Но сын очень активный ребенок, энергию в нужное русло хочу направить, хочу, чтобы он каким-то активным видом спорта занялся, а он боится, не соглашается ходить в кружок!.Даже не знаю, что я делала не правильно в его воспитании, вроде бы старалась поощрять самостоятельность…

    Ответить
    • admin:

      Наташа ! На расстоянии я ничего посоветовать не смогу,могу только предположить.что он оставался без взрослых и возможно испугался, возможно его напугали какие-нибудь слова других взрослых.Вообщем,если вам это кажется уже проблемой-надо сходить к детскому психологу.

    • Наталья:

      Спасибо!Периодически думаю про детского психолога…

  5. Алена:

    Все зависит, мне кажется, от темперамента ребенка. Бывают очень медлительные и дети, и взрослые. Переделать их невозможно! И достичь им определенной цели очень тяжело, тут как раз и применимо поддержка в виде «главное участие, а не победа». Особенно это важно для ребенка.

    Ответить
  6. Мария Шутова, врач-косметолог:

    В процессе достижения цели еще очень важны мотивация, желание. Вот я себя заставляла бегать — без толку, скучно мне. А вот степ и йога — с удовольствием!

    Ответить
  7. Елена:

    Я люблю доводить все дела до конца. Если что-то запланированное не сделано, то иногда места себе не нахожу. Теперь понимаю, каково ребенку, когда его прерывают во время интересного занятия. Статья заставила меня очень сильно задуматься.

    Ответить
  8. Алла Татаринова:

    Вот это интересно «не говорите ребенку в случае неудачи, что главное участие, а не результат.» Я почему-то думала, что именно так и нужно говорить. Сколько же нужно знать тонкостей в воспитании ребенка.

    Ответить
  9. Ирина:

    Очень важно, чтобы ребенок не остался мечтателем по жизни, а научился ставить перед собой цель и добиваться результатов..

    Ответить
  10. Лариса:

    Интересная и познавательная статья. Информация применима не только к родителям, но и ко всем нам, ведь мы то же когда-то были детьми. И все наши успехи и таланты родом оттуда, что эта статья и подтверждает. Спасибо. 🙂

    Ответить
  11. Ирина:

    Интересная статья. Оказывается есть научно обоснованные статистические данные о проценте лидеров. Теперь остается к желанию достичь цели добавить качественное целеполагание.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *