post-titleОбученная беспомощность и рефлекс цели | sanjarovskaja.ru

Обученная беспомощность и рефлекс цели

В этой статье мы поговорим об обратной стороне  рефлекса цели и целеустремленности,  а именно об обученной   беспомощности.

 

Рефлекс цели. Обученная беспомощность

Каждый в своей жизни встречал людей, которые поражали своей беспомощностью, неспособностью к каким-либо поступкам, к защите своих интересов. При этом они абсолютно здоровы и физически и психологически. Более того, они зачастую любят говорить «А что я могу сделать !?»,  «Сколько ни старайся, все  бесполезно»  — и ничего не делают.
Такая беспомощность в человеке появляется не сразу, а складывается на протяжении большого количества лет. «Поломка» начинается с потери уверенности в себе, когда пропадает позитивная самооценка, а во взрослой жизни еще и с потери самоуважения.

 

Открытие феномена обученной беспомощности

 

Феномен обученной  беспомощности  был введен и описан американским психологом  M.Seligman. Опыты проводились на животных.  Суть открытия состояла в том, что пассивность , беспомощность в поведении  возникает  тогда, когда  все попытки животного избежать неприятного воздействия были безрезультатны. Они сдавались и становились  пассивными даже тогда, когда у них появлялась возможность избежать это воздействие.

Источники формирования беспомощности

 

Многочисленные исследования психологов в разных странах обнаружили механизм формирования этого  феномена и у людей.  M.Seligman отмечал, что обученная беспомощность формируется к 7-8 годам и отражает веру ребенка в степень эффективности его действий. Он указал на три источника формирования беспомощности :

1) отсутствие самостоятельности в детстве, чрезмерная опека родителей и готовность все делать за него и для него . А также авторитарные родители , требующие  от ребенка  заниматься музыкой/балетом, идти по стопам родителей, «продолжить семейное дело»  и тому подобное, абсолютно игнорируя  его желания и интересы ;

2) присутствие в жизни ребенка неблагоприятных событий, воздействовать на которые он не мог : развод родителей, обиды, наносимые родителями или педагогами, смерть близкого человека или любимого животного, серьезная болезнь, скандалы в семье ;

3) массированный негативный информационный поток — несчастья, катастрофы, автомобильные аварии .  ( К слову: всего этого сейчас в избытке на украинском телевидении — намерено ?)

Сферы проявления обученной беспомощности

 

Практически все исследователи пришли к выводу,что  выученная беспомощность остается  с человеком на всю жизнь. Проявляется она в трех областях : мотивационной,  эмоциональной и в способности к обучению. И это логично. Человек, который потерял веру в себя, в свои силы, не способен действовать, активно вмешиваться в ситуацию, плохо обучаем, подвержен сомнениям и депрессиям.

Не все так плохо

 

Потому,что в проведенных экспериментах только каждый десятый приобретал обученную беспомощность.  Зато каждый третий не сдавался , не смотря на бесполезность действий, проявляя незаурядную поисковую активность. При объяснении своих действий первые описывали ситуацию пессимистически, как безвыходную. Вторые —  оптимистично, считая,что решение всегда есть,  если приложить усилия и подумать — решение будет найдено.

Поведем итоги :

 

Беспомощность становится чертой характера тогда, когда человек  теряет уверенность в себе и становится пессимистом. И на фоне этого мы понимаем какой бесценный дар дает нам природа в виде врожденного рефлекса цели, который при правильном воспитании и развитии ребенка превращается в целеустремленность и уверенность в себе, при неправильном —  просто ломается и исчезает.

Понравилась статья? Оставьте свой комментарий,для  меня  важно ваше мнение

 

 

Читайте также:

комментариев 11

  1. Светлана Панкова:

    Да, чрезмерная опека родителей в детстве многие благие начинания сгубила, к сожалению

    Ответить
  2. Александр Макаров:

    у меня сыну 3 года, так он в этом возрасте полон целей, постоянно: я сам, я сам! Стремится достигать, а я только помогаю)

    Ответить
  3. Игорь:

    Есть ещё национальная составляющая. Там даже усы самостоятельно не отпускают, нужно одобрение отца или старшего брата. И все свои действия сверяют с мнением старших. Однако вырастают настоящими мужчинами.

    Ответить
  4. Ирина:

    К сожалению и среди взрослых можно встретить жертв неправильного воспитания. Такие люди не могут принять решение, во всем советуются с мамой и т.д. Родителей любить и советоваться надо. но во всем должна быть мера. Когда за ребенка все решают родители, он и в дальнейшем не сможет без них жить и личной жизни у него не будет.

    Ответить
  5. Антонина:

    Очень важно давать детям самостоятельность. Пусть сделает что-то сам, пусть ошибается, всегда можно подсказать или он сам найдет решение. Многие родители, действительно, стараются оградить своих детей от любых ошибок или просто не доверяют им. Потом это выливается в неуверенность в себе и пессимизм. Больше свободы в принятии решений просто необходимо!

    Ответить
  6. Мария Шутова, врач-косметолог:

    Я тоже за самостоятельность детей. У меня они сами ходят на свои кружки и секции с 1 класса. Правда, и у меня есть к ним обязательные требования. Например, ребенок может выбирать секцию, которая ему нравится, но он обязательно должен заниматься физкультурой. Я считаю, это необходимо для формирования правильных привычек и здоровья.

    Ответить
  7. Ирина:

    Я все больше убеждаюсь в том, что детей надо меньше опекать , предоставлять им больше свободы деятельности, негласно, контролируя и, главное, не забывать чаще хвалить и поощрять, развивая тем самым уверенность в своих силах и чувство собственного достоинства.

    Ответить
  8. Игорь:

    По поводу авторитарных родителей… Здесь нельзя не учитывать национальные особенности. Есть «цивилизованные» народы, где много писателей, учёных, музыкантов и пр., людей оставивших след в культуре человечества. Представители этих народов мало зависят друг от друга, потому что Личность понятие «автономное». При этом у этих народов малая рождаемость. Есть и другие народы, где дети безропотно слушают не только родителей, но и просто старших, полностью соблюдают традиции, боятся потерять авторитет в глазах соплеменников. Личностей, оставивших значимый след в культуре человечества там на много меньше. За то этнос более живуч. Вот и задумаешься, что лучше.

    Ответить
    • admin:

      Покорность и подчиненность, обученная беспомощность — это просто мечта для любой правящей верхушки.

  9. Лариса:

    Всегда с интересом читаю ваш блог, и не перестаю повторять себе- все наши проблемы , удачи, таланты родом из детства. Дорогие родители, будьте внимательны, чему вы пытаетесь научить своих детей и что пытаетесь в них воспитать.

    Ответить
  10. Ирина Широкова:

    Когда мой сын был маленький, я всегда придерживалась мнения о том,что не стоит делать за него то,что он может сделать сам . Это его опыт и отнимать это у него не правильно . Хотя заметила,что многие дети в детстве проявляют большее рвение к самостоятельности чем повзрослев.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *