post-titleЭффективное общение.Урок 3. | sanjarovskaja.ru

Эффективное общение.Урок 3.

Учимся слушать.

В двух предыдущих уроках мы освоили технику эффективного общения, а именно: доброжелательно улыбаться, говорить комплименты, овладевать вниманием собеседника, задавать вопросы и подводить к желаемому ответу. Но наш собеседник — это живой человек и он тоже хочет быть услышанным.

общаемся-слушаем

Сделать это непросто и вот почему :

во-первых, в нашей голове идет постоянный и непрерывны поток наших собственных мыслей, который мешает сосредоточиться на том, что говорит собеседник;

во-вторых, физиологически это сделать трудно, т.к. мы думаем во много раз быстрее, чем говорим. Другими словами, пока собеседник проговорит какую-то фразу, мы успеваем отвлечься на  какие-то свои мысли;

в-третьих, наша внутренняя установка на слушание. Когда мы начинаем с кем-либо общаться мы занимаем  позицию человека думающего или  человека доказывающего.Человек доказывающий слышит только то, что подтверждает его знания, предположения. Все остальное сказанное он просто не слышит. А позиция человека думающего  —  она бесценна и высоко эффективна. Человек думающий не просто слышит собеседника, он чувствует эмоциональное состояние собеседника, улавливает любую недосказанность в словах.

В книгах, в интернете, на сайтах практикующих психологов вы найдете много советов как правильно слушать  — не перебивайте собеседника, на отвлекайтесь, смотрите ему в глаза, кивайте головой или подавайте какие-то другие сигналы внимательного слушания и т.п. Все это правильно. Вы активно слушаете собеседника, а вот услышали вы его  — это большой вопрос.

Представьте себе — вы стоите на обочине дороги, по которой непрерывным потоком едут машины. Что вы слышите? Шуршание шин, визг тормозов и непрерывный грохот едущих машин. И вдруг  все  до единой машины  исчезли. Что происходит с вами ?  Вам кажется наступила полная тишина.

Вы прислушиваетесь и начинаете различать пение птиц в небе, где-то далеко играет музыка, где-то в лесочке треснула ветка….Так и наши повседневные мысли как грохочущие грузовики мешают услышать собеседника, почувствовать его настроение, уловить что-то недосказанное в его словах. Когда человек молчит, он слышит, что говорят другие.

Мне очень нравится фраза «Когда ребенок научился говорить — он вырос, а когда научился молчать — он повзрослел.»

Если вы хотите стать душой компании — научитесь слушать и слышать других.

Если вы хотите  эффективно общаться и достигать своей цели  — научитесь слушать.

Если вы хотите понять другого человека — научитесь  слушать и слышать.

Вот два  простых упражнения, которые  помогут вам преуспеть в этом деле.  Упражнение 1. Наблюдение. Молча наблюдайте как общаются ваши друзья, коллеги, родители. Постарайтесь почувствовать (именно почувствовать, а не проанализировать)  настроение каждого из собеседников, их заинтересованность в этом общении. Понятно, что при этом следует отключить «грохочущие грузовики» наших мыслей. Постоянная практика такого наблюдения развивает интуицию, ее еще называют шестым чувством  или сверхчувством.

Упражнение 2. Уточняющие вопросы. Когда слушаете человека, не полагайтесь на свое всезнайство. Возьмите за правило всегда в беседе задавать вопросы на уточнение типа «Ты имел ввиду то-то и то-то..?», «А правильно я тебя понял,что…?»   И как сказал поэт :

 Если хочешь понять человека,

То не слушай, что он говорит…

Притворись дождем или снегом
И послушай, как он молчит…

Рекомендую прочесть

1. Эффективное общение. Урок 1

2.Эффективное общение.Урок 2

Читайте также:

комментариев 9

  1. Надежда:

    Сама постоянно борюсь с «грохочущими грузовиками». Но понять собеседника очень стараюсь. Спасибо за советы.

    Ответить
  2. Мария Шутова, врач-косметолог:

    Мне очень понравилось сравнение с «грохочущими грузовиками». Я с ними борюсь, особенно, во время занятий йогой, когда надо полностью отключиться от навязчивых мыслей и внутренних переживаний. Как же это сложно!

    Ответить
  3. Наталья:

    А вот я всегда стараюсь проникнуть во внутренний мир человека, начинаю ему сопереживать и, порой, вникаю в его проблему так глубоко, что начинаю очень переживать, порой даже больше, чем сам рассказывающий. Иногда, когда мне рассказывают о каком-нибудь горе, мурашки аж по коже пробегают и слёзы наворачиваются…

    Ответить
  4. Алла Татаринова:

    Интересная серия статей. Тема актуальная, в наше время особенно. С удовольствием читаю всю серию. Спасибо.

    Ответить
    • admin:

      Спасибо за комментарий. Вы, Алла, большая умница,потому,что постарались получить полную картинку. К сожалению многие, и я не исключение, хватаем суть, несемся дальше и забываем,что прочли. Как надо написать,чтобы человек прочел и задумался — вот это задача.

  5. Алексей:

    Мне больше нравится молчать и слушать. После советов из статьи пытаюсь понять: слушать то слушаю, но стараюсь ли? услышать своих собеседников. Надо разбираться.

    Ответить
  6. Ирина:

    Уметь слушать важно не только по отношению к другим, но в большей степени, по отношению к себе. Порой, мы не слышим своих желаний, а делаем то, чего от нас ждут другие. Послушайте себя! Вы можете сильно удивиться, услышав ответ своего внутреннего Я.

    Ответить
  7. Елена:

    На нас ежедневно обрушивается такое количество различной информации, что, возможно, организм просто начинает защищаться, в результате мы не всегда слышим всё, что нам хотят сказать.

    Ответить
  8. Ирина Широкова:

    Полностью согласна. Для того,чтобы услышать другого человека надо остановить свой внутренний диалог . Все мы одновременно являемся и учителями и учениками в любой ситуации. Если при общении мы будем выбирать позицию ученика, то многому можем научиться у другого человека. А соглашаться или нет с его мнением уже решать нам.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *